Главная Елабуга Рассылки Здоровье Дело Магазин
Погода от gismeteo

GISMETEO: 
Погода по г.Елабуга
Курсы валют


vyp31_40

Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ

Архив рассылки (http://subscribe.ru/archive/history.elabuga)
Перейти на сайт http://www.elabuga.net.ru
Выпуск № 31  (12.09.2008)

   Здравствуйте!
Виктор Тукмачев продолжает делиться своими исследованиями. Эта статья открывает новый взгляд на историю Елабуги. Современные исследователи придерживаются пока другой доктрины, а это направление серьезно не изучают. Но прочитав предлагаемый выпуск вы узнаете, что информации подтверждающей эту точку зрения предостаточно.


И зрячий глаз, да не видит нас.

Поговорка


Алаборг предшественник Елабуги?..

После прочтения легенды "Тайна старой башни" у многих возникает вопрос: Алаборг и Елабуга - совместимы ли эти понятия? Попытаемся в этом разобраться.

Если внимательно читать древнескандинавские саги, в которых упоминается Алаборг, а также анализировать другие источники, то можно придти к следующим выводам.

Во-первых. Рассмотрим этимологию скандинавского слова Алаборг. Шведское и древне-шведское слово "ала" обозначает "гореть, горелый" (см. Этимологический словарь Макса Фасмера, том 2, М.,1986, с.16). Общеизвестно, что элемент "борг" использовался в северных источниках для обозначения нескандинавских городов. Таким образом, в переводе со скандинавских языков Алаборг - "горелый город". Однако, нельзя исключать того, что скандинавы так переосмыслили местное название Лабуга. Например, Ладогу скандинавы называли Альдейга, Альдейгьюборг.

Вполне вероятно, что викингам было известно предание о сгоревшем здесь когда-то деревянном городе Гелоне. Эта версия заслуживает внимания ещё и потому, что торговые связи Нижней Камы с Норвегией прослеживаются учеными с древнейших времен. Об этих контактах местного населения свидетельствует и то, что ананьинские бронзовые топоры-кельты во множестве находят норвежские археологи у себя на родине.

Кроме того, в знаменитом Ананьинском могильнике близ Елабуги добыта небольшая группа предметов, которые могли иметь значение только символическое или священное, может быть, значение амулетов. К числу таких предметов археологи относят бронзовые колёсики о четырех спицах, встречающиеся и среди предметов, добытых из древнейших скандинавских могил бронзового века (см. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества, том 5, СПб, 1914, с.542).

Во-вторых. Чтобы достичь Алаборга, следовало, по словам "Саги о Хальвдане, сыне Эйстейна", ехать к востоку от Ладоги, а затем повернуть на север. Это первый путь, то есть - волоками по мелким рекам до Волги, далее по ней, а из Волги в Каму. Всего же описываются три пути ведущие из Ладоги в Алаборг: "Все пути ведущие туда, трудны". Второй путь лежит значительно севернее: водными волоками до Северной Двины, Вычегда, река Нем, Бухонинский волок (с полверсты) и викинги в бассейне реки Кама. "Третий путь самый близкий" - говорится в саге. Итак, третий путь: Сухона, Луза, Сокся, сухопутный волок (3 версты) и река Гостиладор (бассейн Вятки), Летка, Вятка, Кама. Вот таким образом викинги и руссы и путешествовали.

Далее в саге отмечено, что земля Алаборга примыкала (или была к ней близка) к Биармии. По мнению некоторых современных исследователей, Древняя Биармия занимала территорию следующих российских губерний: Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской. Интересно, что академик Шведской академии наук Андерс Стриннгольм в своей книге "Походы викингов", изданной в 1861 году на русском языке, пишет следующее: "На этих реках, между Белым морем, Волгою и Уральским хребтом, лежала прежняя Пермская страна, или Бьярмия, славившаяся богатством, торговлей и могуществом". И далее он продолжает: "Источники богатства в золоте, серебре и других драгоценностях привлекали в эту страну викингов и купцов и заставляли предпринимать путешествия в Бьярмию, столько прославленную ими на севере. Не подвержено никакому сомнению, что бьярмийцы принадлежали к обширному чудскому племени. О бьярмийском государстве известно, что оно пало около 1236 года во время вторжения Чингисхана и его монгольских орд в Северную Европу, а потом было покорено царем России Иваном Васильевичем в конце 15 века."

В-третьих. Период складывания взаимоотношений монголо-татар и булгар в 50-60-х годах 13 века охарактеризован у Карла Маркса следующим образом: "Несмотря на внутренние раздоры, монголы распространили свои владения за пределы Казанской Булгарии до самой Перми, и многие жители этих стран эмигрировали в Норвегию, где король Хакон обратил их в христианство (Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. М.,1946, том 8, с.146)".

Норвежскими источниками также описывается последнее путешествие в Бьярмию, случившееся в 1222 году. Упомянутый выше Андерс Стриннгольм пишет: "Незадолго до вторжения монголов изрублены были в Бьярмии все седоки одного торгового корабля, прибывшего туда из Халогаланда в Норвегии. Тогда два подручника норвежского короля, Хакона Хаконсона, с четырьмя сильно вооруженными кораблями отправились в землю бьярмийцев, для отмщения им и их государю за убийство своих земляков."

В-четвертых. Многие авторы 19-го века, в частности: К.И. Невоструев, Г.Е. Верещагин и другие, писали, что первоначальное название Елабуги было Суддум. Долго не мог понять, почему Суддум и как это объяснить. Однажды, читая "Джагфар тарихы", с удивлением узнал, что Садум в переводе с булгарского - это Скандинавия. Всё стало понятно - Суддум, вероятно, означает "скандинавский (город)".

Интересно, что Рустам Набиев в книге "Булгар и Северная Европа", изданной в Казани в 2001 году, пишет: "Длительное время русские ученые мучаются, пытаясь "привязать" город Алаборг в Гардарики к какому-нибудь населенному пункту в русских княжествах. Пока "привязали" к Олонцу! (Глазырина Г.В., 1984.с.200-208)." И далее он продолжает: ":есть ли смысл выискивать мало похожие на Алаборг "деревни" на территории русских княжеств, когда существовал стратегически значимый пункт на оживлённом волго-балтийском пути как Алабуга?"

Исходя из вышесказанного, можно придти к заключению о возможности существования Алаборга в древности на месте современной Елабуги. Не противоречат этому предположению и археологические данные о этническом составе существовавшего здесь когда-то поселения. По мнению исследователей, на Елабужском (Чёртовом) городище финно-угорская керамика составляет более 80 процентов от общего количества глиняной посуды 10-13 веков ("Болгарские города Предкамья: Алабуга, Кирмень, Чаллы", 2005, стр.83).

В.Тукмачев

Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 32  (23.11.2008)

   Здравствуйте!
Человек, впервые оказавшийся в Елабуге, может столкнуться с некоторыми непонятными названиями. Одно из них "восточка". Эта часть Елабуги расположена совсем не в восточной части города, а в юго-западной. Не каждый елабужанин может объяснить такие географические заморочки. Но этому есть вполне логическое объяснение.


Восток дело тонкое.

Афоризм


Восточка

В те времена, когда началось освоение нефтяных недр в Елабужском районе, появилась необходимость в новых жилых застройках. По первоначальному плану районом застройки были выбраны земли в сторону Малого Бора, то есть угодья совхоза Елабужский. План застройки был достаточно серьезно проработан, и даже было придумано название для вновь создаваемого района застройки - микрорайон Восточный. Название вполне отражало его географическое положение.

Но в процессе согласования в вышестоящих органах сельскохозяйственные земли осваивать не разрешили. Было предложено осваивать пустырь в верхней юго-западной части.

Название проекта "Восточный микрорайон" в документации было сохранено, а первую улицу нового микрорайона назвали Восточной. Поскольку о планах по первоначальному проекту, переносе места строительства и названия микрорайона большинство елабужан не знало, то появилось объяснение, почему улица, находящаяся в юго-западной части города была названа Восточной. Объяснялось это тем, что окна домов были направлены на восток.

После того, как погиб первооткрыватель нефти Прикамья, буровой мастер Виктор Семенович Землянухин, было решено переименовать улицу Восточную в улицу Землянухина.

К тому времени за новой застройкой уже закрепилось название "восточки". Со временем про улицу Восточную почти все забыли, а коренные жители (особенно нижней части) до сих пор новые микрорайоны называют "восточкой".

9 сентября 2005 года в Елабуге состоялось открытие памятной доски в честь Виктора Землянухина на доме, где он жил, и где сейчас живет его жена. В церемонии принимали участие председатель объединенного Совета народных депутатов Елабуги Ильшат Гафуров, начальник управления "Прикамнефть" Нариман Замалетдинов и другие официальные лица.

В новом генеральном плане развития Елабуги снова планируется начать использовать для застройки земли в сторону Малого Бора. Смогут ли на этот раз застроить восточную часть города и прилегающих к нему пригородных земель? По плану с левой стороны дороги на Набережные Челны микрорайон должен называться "Восточный", а с правой - "Пригородный". Время покажет, быть ли восточному микрорайону на востоке Елабуги.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 33  (26.10.2009)

   Здравствуйте!
Даже самые абсурдные гипотезы имеют право на жизнь, поскольку могут дать импульс для новых исследований, чтобы лучше понимать историю.


И зрячий глаз, да не видит нас

Поговорка


"Быки" или опоры?

Хотя в 2007 году в Елабуге проходили празднования посвященные тысячелетию города, я считаю, что исторически местность, на которой находится современная Елабуга, обжита была намного раньше.

Ученые многих стран начинают рассматривать времена строительства египетских пирамид несколько иначе. Когда-то рассматривалась только одна версия. Многотысячная армия рабов перетаскивала огромные камни на огромные расстояния и (с невероятной точностью) укладывала их, в том числе на высоту более 100 метров.

Сейчас все чаще начинают рассматривать те времена с точки зрения высокотехнологичной цивилизации. На телевидении в конце 2008 года демонстрировался фильм, где показывалось, что в настоящее время нет оборудования, которое позволяет с такой точностью и скоростью резания и сверления обрабатывать камни горной породы, как это было сделано в древнем Египте.

Подход к истории, что более 3-5 тысяч лет назад существовали цивилизации более совершенные, чем сейчас, а не племена и народы, находящиеся на уровне первобытно-общинной или рабовладельческой формации дает возможность посмотреть иначе и на древние времена в Волго-Вятском регионе.

Легендарный Гелон мог существовать в границах Елабуги более двух с половиной тысяч лет назад. Отец истории Геродот посещал Гелон в те далекие времена (512 в. до н.э.) и хорошо его описал. Но в более далекие времена возможно в этих местах были поселения с более развитой инфраструктурой и с более высоким уровнем развития.

Есть один малоизвестный факт, который при исследовании может дать подтверждение тому, что в этих краях жили люди с высоким уровнем технологического развития.

На Волге есть небольшой городок Плес. Ниже по течению его находилось поселение, которое археологи и историки знают как "Алабужское городище". В тех местах есть два острова "Кривой" и "Винный". Они сильно мешали судоходству. В наше время водохранилища на Волге скрыли под водой эти острова. Некоторые археологи утверждают, что оба острова искусственного происхождения.

После такой информации у меня сразу возникла аналогия. Невдалеке от нашего Елабужского Чертова городища на Каме были "быки", огромные подводные камни, которые мешали судоходству. Также есть предания о жителях крепости-монастыря, которые за плату проводили суда в этом сложном месте.

Если быки на Каме, также как острова на Волге у Плеса, искусственного происхождения, то появляется версия: "А не являются ли эти быки опорами мостов через реку, созданных древними людьми?" Но не первобытными древними, а древними некой высокотехнологичной цивилизации, когда-то здесь проживавшими.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 34  (23.03.2010)

   Здравствуйте!
Немногие, наверное, знают, что древние русские города имели два (а то и больше) названия.
Сегодня с нами снова делится своими топонимическими изысканиями Виктор Тукмачев. Он тоже не знал о двойственности названий, но логически пришёл к этому.


У медали две стороны.

Поговорка


Почётный титул Лабуга

Елабуга: Что-то древнее, архаичное слышится в имени тысячелетнего города. Краеведы и учёные уже не один десяток лет спорят, что же означает это странное, почти экзотичное слово. Версий - множество. Однако, рассматривая топоним - Елабуга, а также его второе, более древнее звучание - Алабуга, в отрыве от других однотипных топонимов - многие, как правило, приходят к ошибочным выводам.

Весьма загадочным обстоятельством является то, что на территории России расположено много топонимов Алабуга, Лабуга, Алабужка, Алабужонок и так далее.

Приведем некоторые конкретные примеры.
1. Протогород Алабуга (Чувиль) на правом берегу реки Волга, двенадцатью километрами ниже по течению города Плёс Ивановской области, так называемое Алабужское городище (Алабужский городок). Город Чувиль (Алабуга) возник в 4-3 веках до н.э. и существовал до 1238 года, когда его сожгли монголо-татары.
2. Реки Большая и Малая Алабужки (Алабушки) - правые притоки реки Ворона, в Тамбовской и Воронежской областях.
3. Реки Большая и Малая Алабужки - правые притоки реки Артя, в Нижнесергинском и Артинском районах Свердловской области.
4. Озеро Алабуга в Абзелиловском районе Республика Башкортостан.
5. Озёра Алабуга в Каслинском и Красноармейском районах Челябинской области.
6. Реки Верхняя и Нижняя Алабуга - правые притоки реки Тобол, в Курганской области.
7. Реки Большая и Малая Алабуга - левые притоки реки Ишим, в Тюменской области.
8. Озеро Лабуга и торфяное месторождение Большая Лабуга в Тюкалинском районе Омской области.
9. Река Алабуга - правый приток реки Омь, в Новосибирской области. В этой же области существуют озёра Алабуга в Куйбышевском и Каргатском районах.
10. Протока Алабуга на левом берегу реки Томь, напротив города Томска.
11. Река Алабуга в Юргинском районе Кемеровской области.
12. Река Алабужонок и озеро Алабуга в Шарыповском районе Красноярского края.

Практика научных наблюдений доказывает, что народ живший, на какой-либо территории, оставляет после себя много однотипных географических названий. Как отмечают топонимисты, наименее подвержены переименованию названия рек и озёр - гидронимы.

Никак нельзя согласиться с мнением елабужского археолога Альберта Нигамаева, который считает, что "Елабуга - Алабуга" - это имя собственное, т.е. якобы или имя первого булгарского правителя города, или имя его основателя. Если согласиться, тогда необходимо признать, что все выше перечисленные Алабуги - названы в честь какого-то неизвестного булгарского эмира, а это уже попахивает абсурдом. Не настолько были могущественны булгары, чтобы оставить топонимы Алабуга в лесной зоне России от Псковской области и до реки Енисей.

Трудно согласиться и с мнением археолога Павла Травкина из города Плёс Ивановской области, который считает, что Алабуга - это финский топоним. На исследованном им в течение девяти лет Алабужском городище - действительно нет ничего славянского, т.е. это финская культура, переросшая затем в древнерусскую. Но, как быть с другими названиями Алабуга - неужели это всё финские топонимы?

Любопытно, что древне-индийское ведическое libuga "тростник", "дом лебедя". Индо-арийский язык пали labuga "тростник", "жилище лебедя". Там, где лебедей нет, тростник - "iksu", с древне-индийского. Либани с кельтского языка "дева лебедь", "озёрная дева". Лабуня с древнерусского - "лебёдка", "лебёдушка". Еала (ирландское) - "лебедь".

До сих пор, в русских народных говорах сохранились следующие слова. "Лабуниться, лабунюсь, лабунишься" - склоняться к кому-либо головой по-лебединому; "Лабуня" - лебёдка, лебёдушка; "Прилабуниться, прилабунился" - ластиться, подлащиваться (по отношению к женщине).

Известно, что многие географические названия живут тысячелетиями. Предположим, что топоним Алабуга изменялся, почти так же, как например, стареют камни, или что-то отпадает, или наоборот нарастает - мхи, лишайники. Очень может быть, что первичное звучание названия - Лабуга, а все другие варианты: Алабуга, Елабуга, Олабуга, Ялабуга - являются вторичными.

Можно предположить, что Лабуга в глубокой древности - это почётный титул, который мог иметь не меньшее значение, чем например, более поздние титулы князь или царь. Титул Лабуга (ср. род) переводится как "лебедь-воин", согласно древним легендам. Если мы принимаем данное предположение, тогда достаточно логично и убедительно объясняются двойные названия некоторых древних городов.

1. Протогород Чувиль - "птичье царство" с северных наречий. Второе имя Лабуга (искажённое Алабуга) - в честь основателя города, носившего этот титул.
2. До нашей эры на месте современной Елабуги существовал город Гелон. Второе имя города Лабуга (искажённое Алабуга) - в честь основателя, носившего данный титул, т.к. город расположен на правом берегу реки Кама.
3. На месте нынешнего города Томска на правом берегу реки Томь в глубокой древности существовал город Грасиона. Второе имя Лабуга (искажённое Алабуга) - в честь основательницы города, т.к. протока Алабуга расположена на левом берегу р. Томь.

По поводу приведённых примеров напрашивается вывод. Единичное двойное название города - случайность. Повторное двойное название - возможно, тоже случайность. Третье однотипное двойное название - следует искать закономерность.

Хотелось бы добавить следующее. Древние люди очень строго придерживались правил и считали, что правый - это мужское, а левый - женское. Воин - это, как правило, мужское дело, и если река Алабуга - левый приток, или протока Алабуга (как в Томске) на левом берегу реки, то это означает, что Лабуга не только воин, но и женщина.

Поиски древних городов продолжаются. В недалёком будущем, вероятно, мы узнаем о других исчезнувших городах с именем Лабуга.

Виктор Тукмачев
21 марта 2010 года

Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 35  (04.06.2010)

   Здравствуйте!
С этого выпуска у нас в гостях Елена Виноградова. Она продолжила исследования биографии некогда очень известного в России, но затем полностью забытого земляка. Заново его имя открыл для нас набережночелнинский краевед Анатолий Дубровский. Белых пятен в биографии этого человека не меньше, чем в истории Елабуги. С согласия Елены я публикую статью, напечатанную в газете «Время и Деньги».


Лиха беда – начало.

Поговорка


Русский компаньон Форда

Елабуга... Что-то древнее, архаичное слышится в имени тысячелетнего города. Краеведы и учёные уже не один десяток лет спорят, что же означает это странное, почти экзотичное слово. Версий – множество. Однако, рассматривая топоним – Елабуга, а также его второе, более древнее звучание – Алабуга, в отрыве от других однотипных топонимов – многие, как правило, приходят к ошибочным выводам.

Если ехать по автотрассе “Москва – Уфа”, примерно в сорока километрах от Елабуги на правой стороне остается маленькая деревенька Чирши. Сейчас это несколько десятков жилых домов и дач – поселок без школы, больницы и даже сельского магазина. И лишь историки-краеведы могут рассказать о том, что здесь родился один из самых удачливых финансистов России конца XIX – начала XX века.

Имя миллионера Петра Прокопьевича Батолина не упоминается в славном списке елабужского купечества. Он не увековечил себя ни на поприще меценатства, ни как продолжатель традиций русских торговых людей. Это скорее тип героя “американской мечты” – делец, извлекающий выгоду из всего и деньги из ничего.

В справочнике А.Н.Боханова “Деловая элита России. 1914 г.” среди нескольких сотен, как сейчас бы сказали, “олигархов” Российской империи конца позапрошлого века Петру Батолину отведено заметное место: “Батолин П.П. – потомственный почетный гражданин. Директор С-Петербургского управления Русско-Азиатского банка. Директор: Камско-Вятского торгового общества, Камско-Сибирского лесопромышленного, С-Петербургского общества погрузочных средств и складочных помещений, нефтепромышленного и торгового общества “Эмба” и член правления нефтепромышленного общества “Эмба-Каспий”.

Кем же на самом деле был П.П.Батолин? Дело в том, что до сих пор даже нет единого мнения, как же его все-таки звали: то ли Петр Прокопьевич, то ли, как указывается в других источниках, Прокопий Петрович. Мы же все-таки примем во внимание официальную справку и будем именовать его Петром, как вероятнее всего его и звали на самом деле.

Продолжение следует...


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 36  (12.06.2010)

   Здравствуйте!
И снова с нами Елена Виноградова. Читайте продолжение статьи о П. П. Батолине, напечатанную в газете «Время и Деньги».


Аппетит приходит во время еды.

Поговорка


Русский компаньон Форда
Головокружительный успех: “из грязи в князи”


Будущий миллионер родился примерно в середине XIX века в Елабужском уезде. Краевед Анатолий Дубровский пишет, что Батолин был сыном бывшего крепостного, самым младшим ребенком в семье, грамоте нигде специально не обучался. Свою карьеру он начал в качестве рассыльного в хлебной торговле. Семья была настолько бедна, что он впервые узнал вкус мяса, когда ему исполнилось девять лет (но к этой части его биографии мы вернемся чуть позже).

Свой первый капитал он заработал на торговых операциях с хлебом. Дела шли в гору, и к концу XIX века Петр Батолин становится уже миллионером. Если хлеб из Вятской и Уфимской губерний шел в основном через руки купцов Стахеевых, то в Казанской и Самарской губерниях хлеботорговля находилась под контролем Батолиных. Именно на этом Петр Прокопьевич вырос до одного из крупнейших финансовых воротил России.

С 1899 года Батолин становится компаньоном знаменитого торгового дома “И. Г. Стахеев и сыновья”, попутно выгодно женившись на дочери Ивана Стахеева. В конце 1916 года было создано товарищество “Иван Стахеев и Ко”, в которое со Стахеевыми и Батолиным объединился Алексей Путилов – глава крупнейшего в стране Русско-Азиатского банка, владелец знаменитого Путиловского завода в Санкт-Петербурге.

Три крупнейших предпринимателя России создали мощный концерн, который играл решающую роль в финансировании поставок для нужд воюющей армии, занимался организацией поставок хлеба, леса, нефтепродуктов, вооружения для нужд страны. В сфере влияния концерна находились хлебная торговля, металлургические заводы Урала и Подмосковья, нефтяные промыслы на реке Эмбе в Прикаспии, каменно-угольные копи и лесозаготовки на Сахалине, текстильные фабрики Москвы и Петрограда, среднеазиатский хлопок, золотые промыслы Енисейского края, железные дороги, флот...

Были приобретены лесные площади около Петрограда, в Новгородской губернии, на реках Унже и Средней Каме. Появилось Батолинское лесопромышленное общество с участием “Товарищества братьев Нобель”, что обеспечивало сбыт лесоматериала для нефтяной промышленности. Петр Батолин скупил обширные лесные концессии на реке Мезени, чтобы построить лесопильные заводы для переработки дерева, производства бумаги. Товарищество приобрело бумажную фабрику Российского общества, писчебумажную фабрику в Петрограде и бумажную фабрику в Ростове-на-Дону.

Концерн начал разведку и добычу нефти в Прикаспийском регионе. Там на равных паях с “Товариществом братьев Нобель” было создано акционерное общество “Эмба”, одним из руководителей которого стал Петр Батолин. Затем появилось контролируемое Батолиным и Стахеевым общество “Эмба – Каспий”. В России возник новый крупный нефтепромысловый район. Это было начало “Великой Эмбы”.

Став компаньонами крупнейшего банковского объединения, где решающую роль играл Русско-Азиатский банк Путилова (Петр Батолин стал управляющим Петроградского отделения банка), Стахеевы и Батолин создали свои банковские учреждения – в Бухаре, Русско-Норвежский банк с участием крупных капиталистов и промышленников в Норвегии, готовился к открытию банк на Дальнем Востоке для посредничества в отношениях с Японией и Америкой. Концерн, возглавляемый этими камскими купцами-капиталистами, по мнению историков российского капитализма, представлял крупнейший российский холдинг, выходивший на американские стандарты организации производства – то есть на вертикальный холдинг.

Окончание следует...


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 37  (20.06.2010)

   Здравствуйте!
Читайте окончание статьи Елены Виноградовой о П. П. Батолине из газеты «Время и Деньги».


Кто первый пришел, первый молол.

Поговорка


Русский компаньон Форда

Деятельность компании Форда в России началась в начале двадцатого века – с рекламирования и продажи автомобилей модели Т. Одним из первых знатоков и пропагандистов производственных методов Форда в России был инженер Н.С.Лавров, который в 1916 году побывал в США и завязал контакты с менеджерами компании.

Октябрьская революция и гражданская война прервали деловые связи с зарубежными партнерами, но уже в 1919 году советское правительство приступило к возобновлению сотрудничества. Помимо автомобилей, советское правительство интересовалось недорогими и легкими тракторами “фордзон”, массовый выпуск которых для американского рынка Форд развернул в 1918 году.

Весной 1919 года представителям советского коммерческого бюро во главе с инженером Мартенсом удалось добиться встречи с секретарем Генри Форда. “Трактор Форда будет являться идеальною машиною для коммунистических хозяйств в России”, – писал далее Мартенс, считавший вполне реальной сделку о продаже 10 000 тракторов. – “Кроме этого, я надеюсь, нам удастся убедить Форда построить в России завод для производства тракторов и автомобилей”.

Но этому плану мешало одно “но” – компания Форда уже заключила договор с “русским коммерсантом П.П.Батолиным”. Речь шла о договоре, подписанном 14 марта 1919 года президентом Форд Мотор компани Эдселом Фордом (сыном Генри). У Петра Батолина были свои, далеко идущие планы. Увидев в машиностроении выгодную возможность вкладывать деньги, он, совместно со Стахеевыми, предложил большевикам широкомасштабную программу восстановления народного хозяйства России, но большая часть предприятий находилась на территории, занятой белыми. Батолин еще задолго до строительства КамТЗ и КАМАЗа предполагал, что скоро в Елабуге и Набережных Челнах могут появиться предприятия по сборке автомобилей марки “Форд”, а железнодорожную Самаро-Златоустовскую ветвь вместо Бугульмы предполагалось протянуть к камским пристаням...

Компания Стахеева приобрела с августа 1919 по июль 1920 года 158 автомашин, а с августа по декабрь 1920 года – еще 80, но затем закупки прекратились. Контракт возобновлен не был, и русская фирма осталась должна Форду небольшую сумму – 4,851 доллара.

Нынешний представитель династии Фордов Альфред Форд заявляет: “Я полностью разделяю оптимистические воззрения моего прадеда на будущее России – удивительной страны замечательных людей, к которым Генри Форд всегда испытывал большую симпатию”. Среди этих “замечательных людей”, несомненно, был Петр Батолин – первый компаньон Форда из числа русских промышленников-финансистов.

Легенды и вымысел

И все-таки Петр Прокопьевич не был первым из рода Батолиных-коммерсантов. И семья была не настолько бедна, как пишет краевед Дубровский. Старожилы его родного села Чирши еще помнят некоего “Тимошку Батолина”, который торговал зерном по Вятке, и его еще более удачливого “племянника-миллионера”. До недавнего времени в селе еще оставались здания торговой конторы Батолиных и несколько добротных особняков, остатки хлебных складов. Его отец – Прокопий Данилович Батолин – был совладельцем Камско-Вятского торгового товарищества, которое имело свои торговые конторы в Набережных Челнах.

Внезапное исчезновение купца-миллионера также долгое время считалось почти детективом без развязки. По одной версии, он был застрелен неизвестным в Петрограде в 1918 году, по другой – за некие смутные махинации его расстреляли в Казани большевики.

В действительности же все было интереснее. “Нет, наш Батолин уехал в Америку со своими миллионами, а часть даже где-то здесь и зарыл”, – говорила баба Катя из села Чирши, вспоминая своего знаменитого земляка. Историки долгое время считали это легендой, пока наконец недавно не нашлись документы и заграничная переписка 30-х годов Петра Батолина.

Вероятно, предвидя исход смутного времени, Батолин еще в начале 1918 года позаботился, чтобы большая часть его денег оказалась подальше от России. Есть сведения, что он перевел за границу не только свое состояние, но и большую часть активов компаньонов, не сумевших вовремя бежать из страны.

Елена Виноградова
Выпуск: 21(2968) от 10 февраля 2009 года «Время и Деньги»


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 38  (07.01.2011)

   Здравствуйте!
Вот и снова на дворе новогодние праздники, а с ними ещё и каникулы.


Под лежачий камень вода не течёт.

Поговорка


С Новым годом!

Традиционно в новогоднюю ночь большинство оглядывается назад. Стараются вспомнить, что сделано, как жилось. И пытаются заглянуть в будущее. Хотят узнать, что принесёт наступающий год.

Могу вас обрадовать.

Он принесёт только то, что вы заслуживаете. И ни какие предсказания вам в этом не помогут. Кто плывёт по течению, тому, возможно, изредка будет попадаться проплывающая рыба. Но поймать вы сможете только тухлую. А тот, кто сам создаёт себе скорость течения, естественно встречного, получит достойные награды. И неповторимое чувство удовлетворения от достигнутого.

Поздравляю вас с Новым годом!

Хочу пожелать вам научиться создавать свою жизнь такой, как вам хочется. Чтобы ваша жизнь не зависела ни от обещаний президента, ни от погодных условий, ни от каких-то других внешних условий, а только от вас!

И тогда у вас будет и здоровье, и счастье!


Евгений Репин
bepeopl@rambler.ru
Выпуск № 39  (22.01.2011)

   Здравствуйте!
В этом выпуске Андрей Иванов делится своим новым исследованием. Статья была опубликована в газете «Вечер Елабуги» №623 (34) 25.08.2010.


Всякое семя знает своё время.

Поговорка


Дар Ивана Грозного Елабуге

480 лет назад, 25 августа 1530 г., родился человек, считающийся одной из ярчайших и противоречивейших фигур русской истории — царь Иван IV Васильевич. Польский историк Казимир Валишевский (1849–1935) в своей книге «Иван Грозный» (1904 г.) отмечает, что в этот день «по всей стране слышались раскаты грома, сверкала молния». Согласно ряду легенд, именно Иван Грозный является основателем села Трехсвятское, которое в 1780 г. станет городом Елабуга. Один из первых краеведов Елабуги И. В. Шишкин в своей книге «История города Елабуги» (1871 г.) сообщает: «В Справочном Энциклопедическом словаре издания Старчевского значится — не знаю сколько справедливо — под словом Елабуга следующее: царь Иван IV Васильевич после покорения Казани отправился по реке Каме в Соликамск, но на пути сделался болен и принужден был остановиться при устье Тоймы, на том месте, где теперь стоит город Елабуга. По воле Иоанна здесь заложена Покровская церковь, и им пожертвована икона Трех Святителей, от чего Елабуга первоначально и называлась селом Трехсвятским. Этот образ хранится в Елабуге до сих пор в Покровской церкви. Живопись его не пострадала от времени и принадлежит к древнему греческому стилю».

Собственно, о даре Ивана Грозного Елабуге, а не о самом царе, пойдет сегодня речь. Об упомянутой выше иконе далее у Шишкина в главе V «Современное состояние города» читаем о Покровской церкви: «Здесь особенно замечательна древняя икона Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, присланная в дар царем Иваном Васильевичем Грозным <>. Замечательно, что с получения сей иконы селение прежде называлось Тресвятским, Елабуга тожь». Судьба иконы на сегодняшний день неизвестна: в годы Советской власти в рамках борьбы с религией при разграблении Покровской церкви бесследно исчезла икона Трех Святителей, которая, по мнению уроженца Елабуги писателя Станислава Романовского (1931–1996), могла быть написана учеником иконописца Андрея Рублева (ок. 1340/1350–1428), если не самим автором знаменитой «Троицы». На сегодняшний день не известно, как выглядела собственно икона. Но наконец-то удалось выяснить, как выглядел киот — особый украшенный шкафчик для икон — «Елабужских» Трех святителей. И помогла в этом статья историка, археолога и этнографа, члена-корреспондента Императорского Московского археологического общества (ИМАО) Руфа Гавриловича Игнатьева (1818–1886) «Киот. Дар царя Ивана Васильевича Грозного селу Елабуге». Статья эта опубликована была в сборнике «Древности. Труды московского археологического общества» (том 4, выпуск второй), изданном в 1874 г. в Москве. Относительно ИМАО отмечу, что оно было образовано в Москве в 1864 г. и имело своей целью «…исследование археологии вообще и преимущественно русской» (в 1923 г. Общество прекратило свое существование). Весьма интересно сравнить записи Ивана Шишкина и Руфа Игнатьева о иконе, подаренной Иваном Грозным. Из приведенной выше цитаты из книги Шишкина ««История города Елабуги» (1871 г.) следует, что икона — дар Грозного — «хранится в Елабуге до сих пор в Покровской церкви». В статье Игнатьева из указанного сборника «Древности…» (1874 г.) читаем: «Киот деревянный, в виде семиглавого храма, дар селу Елабуге, вместе с иконой от царя Ивана Васильевича, я отыскал давно брошенным в амбар при Покровской церкви, в числе всякого ненужного хлама; все мои убеждения священнику, старосте, наконец благочинному — дать дару Грозного более приличное помещение — остались напрасными, на том основании, что он «безобразно-несовременен», да и в церкви нет места, точно также как и в особой часовне, построенной на месте бывшей Покровской церкви». А ведь эти два опубликованные свидетельства разделяет всего-то три года… Впрочем, вернемся к киоту, который Руф Игнатьев описал достаточно детально. Игнатьев с сожалением подчеркивает в своей статье, что с постепенным развитием Елабуги «в церквах истребляли старину, не дорожили и не дорожат старинными церковными архивами». «В 1808 году сломали Покровскую церковь, — отмечает Игнатьев,— и близ нее построили новую, в западном стиле; но сосновый лес старой церкви был до того крепок, что многие бревна послужили для связей, стропил, для перекладин к колоннам колокольни. В новой церкви, совершенно оконченной в 1840 году, устроены два придела: 1-й, св. пророка Ильи, освященный в 1813 году, куда, как значится из церковных документов, был поставлен иконостас древней Покровской церкви, но в 1843 году духовенство и прихожане, по свидетельству той же описи, нашли его «неприличным благолепию» и уничтожили… 2-й придел, в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освящен 1 октября 1841 года. В новый иконостас этого придела, вынув из древнего киота, поставили икону трех святителей, дар Грозного, и, сняв с нее прежний оклад, заменили его новым богатым серебряным вызолоченным (в 9 фун. и 10 зол. весом), пожертвованным купцом Д. Ф. Пупышевым. Тот же г. Пупышев велел к иконам сделать прибавление, на особых досках: сверху — Господа Саваофа и Иисуса Христа, или так называемого изображения «Отечества», а внизу — 2-х ангелов, как бы одною рукою поддерживающих икону, а другою держащих Евангелие; обе эти вставки подведены под один общий оклад; при этом икону немного поновили, по желанию того же щедрого вкладчика и ревнителя благолепия церковного. По его же желанию на окладе вычеканена надпись: «от царя Ивана IV Васильевича, в XVI веке». Икона Трех Святителей, без прибавок, длинною 1 арш. 14 верш., писана на дубовой доске, по алебастровому на холсте левкасу, яичными красками; так же и поправки сделаны такими же красками. Изображение святых не отличается от вообще принятого и доныне иконописцами правила писать образ Трех Святителей: все изображения святых сделаны в рост, в полном святительском облачении, но без митр на головах; причем на святых Григории и Иоанне — саккосы, так как они были патриархами, а на Василии Великом, как на архиепископе, — фелонь и архиерейский омофор; у каждого из святителей в правой руке евангелие, левая же рука сложена благословляющим крестным знамением; на иконе нет ни надписей, ни особых каких-то монограмм, старинный, уничтоженный оклад был басменный, из тонкого серебра, с заметной позолотой, и им были обложены пустые места, где нет живописи или фон, покрытый коричневым грунтом; затем на святых были серебряные венцы, чистого безлигатурного серебра, с вставленными в каждый венец двумя камешками бирюзы, и таковые же серебряные привесы или цаты, в которые было вставлено по три камешка бирюзы в каждую цату, как значится в описи церковного имущества 1780 года».

Построенная первоначально в Елабуге по воле Ивана Грозного церковь из соснового леса была, как отмечает Игнатьев, «однопрестольная, во имя Покрова Богородицы, о семи верхах»: «вероятно, — предполагает автор, — в воспоминание 7 таинств веры». В построенную церковь была «внесена и икона Трех Святителей. Киот с иконой стоял на особом деревянном столике или подставе». Интересен и следующий факт, подчеркнутый Игнатьевым: царь, прислав в Елабугу икону Трех Святителей, велел устроить фасад <Покровской> церкви по образцу самого киота». Завершает свою статью Игнатьев следующей информацией: «Киот сделан из дубовых досок и, кроме глав и крестов, обит листовым железом, окрашенным зеленою краскою; весу в нем до 4 пудов». (1 пуд — 16,38 кг, прим. А. И.). Свою статью «Киот. Дар царя Ивана Васильевича Грозного селу Елабуге», к счастью для нас, современных елабужан, автор снабдил рисунком описываемого киота.

А. Иванов

Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 40  (08.03.2011)

   Здравствуйте!
Очередной раз пришла весна. А с ней и праздник, который так любят женщины. Сегодня этому празднику исполняется 100 лет. Но отмечаются он преимущественно только на территории бывшего Советского Союза.


Работа убивает в женщине женское начало.

Из фильма


С праздником любви!

Поздравляю всех читательниц рассылки с праздником весны!

Желаю отличного весеннего настроения. Чтобы в вашей душе весна была всегда. Даже когда не всё получается так, как вы хотите.

И чтобы всегда вас грела любовь. Любовь, которая даёт нам столько энергии, что мы можем почти всё.

С праздником вас, дорогие женщины! Любви, здоровья и счастья вам!


Евгений Репин
bepeopl@rambler.ru

P.S.
В качестве подарка предлагаю небольшую статью «Как правильно относиться к мужчинам» (http://www.elabuga.net.ru/start.php?go=onthemen).
Возможно это поможет вам в общении с противоположным полом.
<<назад                 далее>>

Выпуски с 1 по 10 Выпуски с 11 по 20 Выпуски с 21 по 30 Выпуски с 31 по 40 Выпуски с 41 по 50

Выпуски с 51 по 60 Выпуски с 61 по 70 Выпуски с 71 по 80 Выпуски с 81 по 90 Выпуски с 91 по100

(C) 2004-2017, Евгений
Копировать только при указании имени автора и ссылки на сайт www.elabuga.net.ru или страницу на сайте.

Подпишитесь на рассылки
Maillist.ru

Подписаться на:
Стань здоровым без посторонней помощи | RSS
E-mail:

Посетите Каталог Maillist.ru.

Mail.ru

С 1 марта рассылочный сервер прекратил свою работу.
Подпишитесь на другом рассылочном сервере.
Формы подписки на рассылку
"Стань здоровым без посторонней помощи"
в соседних окнах.

Smartresponder.ru

Стань здоровым без посторонней помощи

Рассылка для тех, кто хочет быть здоровым и счастливым

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Подписаться на рассылку
"Стань здоровым без посторонней помощи"
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *


Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Доктор Айболит - Все о народной медицине Тренинги, семинары и другие интересные события для здоровья, развития, спорта и отдыха раскрутка сайта в поисковиках, раскрутка сайта стоимость Рейтинг@Mail.ru
Тренинг
"Как Вам ускориться на пути к Вашему успеху"



2 часа видео!

Хотите создать свой информационный товар?

Бесплатный видеокурс из 9 уроков
наглядно покажет вам, как сделать
это легко и быстро...

Забирайте видеокурс тут