Главная Елабуга Рассылки Здоровье Дело Магазин
Погода от gismeteo

GISMETEO: 
Погода по г.Елабуга
Курсы валют


vyp11_20

Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ

Архив рассылки (http://subscribe.ru/archive/history.elabuga)
Перейти на сайт http://www.elabuga.net.ru
Выпуск № 11  (01.02.2007)

   Здравствуйте!
Продолжаем рассказы о тайнах Чертова городища, предоставленных Андреем Ивановым.


Не так страшен черт, как его малюют.

Поговорка


Чертово городище: тайное и явное

Во время знаменитой академической экспедиции (экспедиция академика П.С. Палласа) в июне 1769г. Чертово городище исследовал Николай Петрович Рычков (1746-1884). В своей книге "Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770гг." он поведал легенду о том, что на месте Чертова городища был храм древних язычников. Согласно легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула (черта), который жил в стоявшем на высокой горе на правом берегу Камы языческом храме. Змей-оракул был известен на всю округу (и далеко за ее пределами) своими предсказаниями. Ответы оракула славились точностью и потому к оракулу со всех сторон шли те, кто желал узнать судьбу. Надо сказать, что этому змею приносились в жертву иноплеменники.

Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, этот змей неожиданно куда-то исчез. И напрасно царь того народа спрашивал оракула о том, как спасти свой край и свой народ от тех, кто шел с севера. Ответа не было... Вскоре царь и его народ стали жертвой могущественного неприятеля.

Название Чертова городища известно с XVIв. Русский священник Иван Глазатый, 20лет находившийся в казанском плену, написал "Казанскую историю". В ней сообщается: "Бе не в коем улусе казанском мал градец пуст, на брезе высоци камы реки стоя, его же Русь именует бесовское градище... И то бе еще старых болгар мольбище жертвенное. Бес же ...плавающих рекою опроверзаше ладья и потопляше в реце".

Источник сообщает легенду, согласно которой в башне Чертова городища жили жрецы. У казанского профессора Эрдмана по поводу этой легенды читаем, что "...находился недалеко от <Чертова городища> и теперь еще известен под именем Быка <подводный камень>. Вода стремится к нему с противоположного берега с ужасною силою и суда <легко могут>сделаться жертвою волн.<...>жрецы, получив подарки от плывущих по реке Каме, отводили суда их и избавляли от погибели".

Примечательно, что в Казани были специальные ворота - "Елбугины" - и выходили они на Алабугу. К этому периоду относится легенда о том, что ужасный змей украл красавицу-дочь у одного из елабужских баев и что храбрый джигит Чуранай спас ее...

К периоду покорения Казанского ханства относится одна из известнейших легенд. Понравилась черту поповская дочь. И захотел он на ней жениться. Попу не хотелось дочь отдавать за черта, и пошел он на хитрость. "Построй, черт, - сказал поп, - за одну ночь белокаменную церковь на берегу Камы". Черт с усердием принялся за работу, всю ночь трудился и когда уже почти все закончил, вдруг пропели петухи. Не успел он крышу да крест соорудить. Не исполнил черт воли попа, а значит, и не видать ему поповской дочери. А то, что построил черт, само собой с криком петухов рассыпалось. И по сей день берег Камы, что у подножия городища, усеян огромными камнями...

Писатель А.Н. Радищев 27 мая 1797г., возвращаясь из Илимской ссылки, куда по воле императрицы Екатерины II был отправлен за свою книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", посетил Елабугу. Когда баржа, на которой ехал Радищев, стояла у пристани, писатель заинтересовался башней, возвышающейся над Камой. Проводник помог Радищеву подняться на гору и поведал историю городища.

Из дневника А.Н. Радищева: "... сие здание построено точно Диаволом, о чем в духовном правлении имеются записки, что замок сей как-то был действительно осаждаем неким богатырем, которому по приступе отрубили ногу, и оная доселе хранится на паперти церковной".

"Дневник" Радищева - единственный известный мне источник, где представлена легенда о богатыре и его отрубленной ноге. Подобной легенды мне не приходилось встречать больше нигде.

А. Иванов

Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 12  (10.02.2007)

   Здравствуйте!
Заканчиваем рассказы о тайнах Чертова городища, предоставленных Андреем Ивановым.


Не так страшен черт, как его малюют.

Поговорка


Чертово городище: тайное и явное

Согласно другой легенде, Екатерина II посещала руины Чертова городища, чтобы получить ответ на вопрос о том, стоит ли ей выходить замуж за своего фаворита Григория Орлова. Как мы знаем из истории, его женой она не стала, но что "поведало" Екатерине Чертово городище, даже легенда умалчивает: не было ответа...

В 1852г. "Казанские губернские ведомости" опубликовали отрывки из произведения булгарского летописца Шериф-Еддина, где было сказано: "...хан Темир-Аксак, разорив Чертово городище, посетил могилы последователей Магомета, находившиеся в устье р. Тойма, впадающей в Каму под городищем..."

Историки подвергают глубочайшему сомнению тот факт, что Тамерлан был в наших краях. Но еще в 1985-86гг. я услышал от одного из елабужан легенду о том, почему Чертово городище не было разрушено легендарным Тамерланом. Якобы осажденные выполнили волю "железного хромца" и обложили отрубленными головами своих воинов всю башню от основания до верхушки. Согласно этой малоизвестной легенде, Тимур осадил крепость и всем осажденным грозила неминуемая смерть. Тайный подземный ход, по которому можно было уйти в безопасное место, был воинами Тимура обнаружен и завален. Защищать крепость еще можно было: были люди, были силы и оружие. Не было только смысла. Погибли бы все. И тогда исчез бы весь народ, здесь живущий. Тимур, славящийся не только своей жестокостью, но и тем, что он держит свое слово, сказал, что оставит в живых тех, кто укроется в крайней башне крепости (она была самой малой). Но при этом сама башня снизу до верху должна быть укрыта отрубленными человеческими головами. И не тех воинов, что уже погибли в битве с Тамерланом, а головами тех защитников крепости, что еще живы и готовы биться.

После мучительного ночного совещания в указанную башню вошли женщины и дети (им предстояло возродить великий народ, здесь живший веками), а поутру воины рубили друг другу головы и складывали их у башни так, чтобы башня скрылась под пирамидой человеческих голов... Тамерлан сдержал свое слово: башня осталась цела, и те, кто укрылись в ней, остались живы. Народ возродился. Но какой ценой!

В 1855г. по просьбе уроженца Елабуги профессора К.И. Невоструева Шишкин вместе с сыном-художником обследовал Чертово городище, принял решение о восстановлении полуразрушенной башни, но к работе приступил только в 1867г. В 1871г. Иван Шишкин издал в Москве книжку "История города Елабуги", где, ссылаясь на "некоторые изустные предания и известия в печ. книгах и рукописях", сообщил, что "на том месте, где Чертово городище, стоял город Гелон, до которого доходил Персидский царь Дарий Истаспь, гнавшийся за скифами <за 512лет до Р.Х.>, и что, проведя зиму в городе, он его выжег..." и что на том месте, "где был Гелон, полагается древний Болгарский город Бряхимов". Поведал Шишкин и о жрецах, живших в руинах Чертова городища, к которым "царица Казанская Сумбека" отправляла послов, желая узнать, чем закончится война с царем Иваном IV...

Неизвестно местонахождение памятной чугунной плиты с надписью: "Сей древнейший памятник до разрушения не допущен; возобновлен Елабужскими гражданами в 1867г." Член-корреспондент АН Д.К. Зеленин в своем путеводителе по рекам Каме и Вятке (1904г.) указал: "Еще немного и одним из замечательнейших памятников на Руси было бы меньше, но в Елабуге нашлись просвещенные люди, которые спасли памятник". Елабужане и жители окрестных сел и деревень активно использовали материал крепости для своих хозяйственных нужд. А спустя век после того, как Шишкин восстановил башню, на территории городища одно из елабужских предприятий стало добывать камень. Устроенный карьер разрушил центральную часть городища и навсегда лишил нас разгадки некоторых тайн городища.

До сих пор на склонах горы, увенчанной легендарной башней, находят люди (и находят, заметьте, случайно) свидетельства минувших эпох: наконечники стрел, человеческие кости и кости животных, диковинные монеты и амулеты, глиняные черепки... Теперь только на миг представьте, что находят при специализированных археологических раскопках...

Но вернемся к легендам. Они свидетельствуют, что от Чертова городища в разные стороны шли несколько подземных ходов. Где они находились и куда вели, достоверно не известно. Старожилы свидетельствуют, что остатки подземных ходов были видны местами еще в конце 1970-х гг.

Прикоснулся к тайнам Чертова городища, но не успел их раскрыть, елабужский писатель Станислав Романовский. В 1989г. была издана его повесть "Башня над Камой", шестая глава которой так и называется "Легенды Чертова городища".

А. Иванов

Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 13  (06.05.2007)

   Здравствуйте!
Во втором выпуске рассылки, публикуя топонимические исследования местного краеведа Виктора Тукмачева, я обещал, что читатели нашей рассылки первыми узнают о новых исследованиях Виктора. И вот Виктор делится с нами сенсационной находкой. Пока еще недостаточно доказательств, чтобы утверждать, что именно такой вариант наиболее правильный. Но эта гипотеза заслуживает серьезного изучения, поскольку ее корни в глубинах нашей истории. Той истории, которая давно от нас скрыта.
Жирным курсивом обозначено ударение.


- Где лебеди? - А лебеди ушли...
- Зачем ушли? - Чтоб крылья не достались.

М. Цветаева. "Где лебеди?"


Елабуга - лебедь белая!

В преддверии 1000 - летнего юбилея Елабуги резонно спросить: когда появилось это название и что оно означает? Время возникновения названия - тайна веков. Никто не может дать однозначного ответа! Различных вариантов толкования имени нашего города - великое множество. Географическое название (топоним) Алабуга - Елабуга разными авторами объясняется по-разному: "пестрый бык", "окунь", "сладкая земля", "город в непроходимом, буреломном лесу". Как известно надёжность этимологий обратно пропорциональна их количеству!

"Что здесь обсуждать?!"- возможно, воскликнут многие.

"Всем давно известно, что это тюркизм".

По моему мнению, ошибочное отнесение названия Елабуга (Алабуга по-татарски) к тюркским топонимам и стало причиной того, что это название ещё не получило надёжной этимологии, поскольку тюркские языки не могут подсказать этимологического решения исконно-русских слов.

Известно, что многие географические названия живут тысячелетиями. Рискну предположить, что широко распространенный в России топоним Алабуга является очень древним - ему не одна тысяча лет.

Вымирали народы, исчезали языки, а название продолжало жить. И новые поколения пользуются этим названием, не зная ни языка, на котором оно когда-то было дано, ни его значения.

Топоним Алабуга - Елабуга в различные исторические времена многие народы подгоняли под свой словарный запас. Приведу несколько примеров:

1. С эвенкийского языка Алабуга - "сладкая земля ", "сладкая сторона", где ала "сладкая", буга "земля, сторона". Конечно же, в Эвенкии нет таких топонимов, но слышать про Алабугу кочевым эвенкам, вероятно, приходилось.

2. С черемисского языка (древне-марийского) Алабуга - "город в непроходимом, буреломном лесу", где ала "город", буга "непроходимый, буреломный лес".

3. С древнерусского языка Елабуга - "удача, счастье на низменном берегу, поросшем низкорослым кустарником", где ела "удача, счастье", буга "низменный берег, поросший низкорослым кустарником ".

Слова Алабуга и Елабуга лингвисты обычно разделяют на два компонента: АЛА - БУГА и ЕЛА - БУГА. По моему мнению, возможен и другой вариант: А-ЛАБУГА и Е -ЛАБУГА. Такое разделение имеет такое же право на существование, как и предыдущее.

Кроме слова лебедь в глубокой древности существовали древнерусские слова: лабуга, лабугиня, лабуня. Сравните, современные русские фамилии: Лабуга, Лабугиня, Лабуня. Древнерусское сакральное* слово лабуга - это "лебедь-воин", а лабугиня и лабуня - "лебёдка, лебёдушка". Таким образом, можно выстроить следующий ряд: лабуга - лабугиня = лабуня (простонародное). Сравните, сударь - сударыня, князь - княгиня.

У многих может возникнуть вопрос: лебедь и воин, как это совместить? Вроде бы всем известно, что лебедь - мирная птица. В действительности лебедь - воинственная и боевитая птица. Лебеди вступают даже в сражение с орлами, правда всегда защищаясь, а не нападая. Причем орлы предпочитают не вступать в сражение с лебедями, так как те часто одерживают верх над орлами. Не боятся лебеди в одиночку биться и с другими хищными птицами. Эта сильная, храбрая птица может ударом крыла, самоотверженно защищая птенцов, переломить руку человеку. Оружие лебедя - его твёрдый крепкий клюв. Лебеди, как правило, никогда не нападают первыми, но в случае агрессии дают достойный отпор. Вспомните слова Александра Невского: " Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет". На сакральном* уровне - убивший лебедя должен скоро умереть!

Принято считать, что лебедь всегда говорит только хорошие вести; если хочешь узнать плохие, то нужно идти к ворону - он накаркает. Если нужна ложь - обращайся к гусю, как лже-лебедю. Из всех вещунов гуси самые обманчивые. Гусь соотносится с лебедем как профанное и священное, низ и верх, земное и небесное. Философы древности полагали, что лебедь может отличать вечное от невечного, истинное от ложного, то есть обладает знанием истины. В далеком прошлом говорили: " Лебеди славят тех людей, "над которыми не ложная слава" ".

"Только лебеди уносят в храм бессмертия имена достойных людей"- гласят предания. По моему мнению, лебедь - это символ души русского народа, его дух.

Однако - мы отвлеклись. Вернемся к нашим топонимам. Незримой линией вытянулись вдоль южной границы лесной зоны России, от Псковской области и до реки Енисей, многочисленные Алабуги и Лабуги - реки, озёра, поселения. Вероятно, Алабуги и Лабуги - это в далёком прошлом укреплённые пункты (крепости) вдоль южной границы древнего государства Лебедии (см. прилагаемую карту).**

Может быть, что страна Лебедия - это и есть загадочная страна руссов - Артания, Арсания, упоминаемая арабскими географами 9-10 веков. Любопытно, что скифское слово АРТИМ - "лебедь".

"Но у нас же Елабуга - Алабуга" - могут возразить скептики.

Буква А в древнерусском алфавите - это "Аз", которая означает местоимение "я".

Вспомните, "Аз-м есть" - я есть! Таким образом, Алабуга - " я Лабуга" - "я лебедь-воин".

Буква "Е" в кириллице - "Есть". Елабуга - "Есть лабуги" - "Есть лебеди-воины", так как буква "Есть" несёт в себе элемент множественности. Возможно, что смысл названия Елабуга - " дружина лебедей-воинов". Родную землю защищали лабуги, а дома их ждали лабугини, лабуни - лебёдушки.

Вывод. Многочисленные российские топонимы Алабуга, а также Елабуга - это исконно русские названия.

Виктор Тукмачёв
28 апреля 2007 года

* Сакральное слово - это священное, заветное слово; имеющее магический смысл, звучащее как заклинание.

** Карта постоянно обновляется.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Внеочередной выпуск № 14  (14.05.2007)

   Спасите археологический памятник всемирного значения именьковского периода!


Спасите археологический памятник всемирного значения именьковского периода!

История повторяется.
Сначала приведу аналогию.

Телль Эс-Султан (Ярихо) раскопан не более чем на 12 процентов. Дальнейшие исследования первого города русов "заморожены". По мнению некоторых научных кругов, они могут дать нежелательные результаты, которые перечеркнут многие постулаты "библейской археологии". В октябре 1999 г. мы (члены экспедиции журнала "История") собственными глазами видели, как под предлогом подготовки к грандиозной встрече "миллениума" (нового 2000-го года) засыпали, утрамбовывали и цементировали многие раскопы Иерихона, забивали бетонные сваи в нераскрытые участки и проводили прочие абсолютно недопустимые для ценнейшего памятника истории разрушительные работы. Ничего подобного на объектах израильско-иудейского происхождения (Массада, Херодиум-дворец царя Ирода, Кумран и т.д.) не допускается.
Уничтожению подвергаются только памятники индоевропейской истории.

Петухов Юрий Д.
"История Русов. 40-5 тыс. до н.э".
Русы эпохи "неолитической революции".
9-7 тыс. до н.э. Иерихон (Ярихо).
Докерамический период.

Те, кто побывал на Чертовом городище в выходные 12-13 мая не могли не заметить бульдозер, разравнивающий горы щебенки, подвозимой самосвалами.

В этом месте еще летом прошедшего 2006 года работала археологическая экспедиция под руководством Альберта Нигамаева. Основная цель которой заключалась в восстановлении трех валов разных исторических периодов, один из которых относится к именьковсой культуре. Культуре, которой от 1 до 3 тысяч лет.

Теперь место раскопок засыпается более чем полуметровым слоем крупного щебня, поверх которого, скорей всего, положат асфальт.

Все знают, что наука в нашей стране не имеет достаточно средств. Средств, которые понадобятся, чтобы продолжать археологические исследования под толстым слоем щебня.

Все, кто имеет возможность повлиять на происходящие события - помогите!

ПОМОГИТЕ спасти памятник именьковской и более поздних культур!!!


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 15  (26.05.2007)

   Здравствуйте!
Не все загадки Елабуги уже разгаданы. В этом выпуске познакомимся с неизвестными страницами села Трехсвятского.


Не сразу Елабуга строилась.

Старая поговорка на новый лад


Загадки истории. Село Трехсвятское

Изучая историю Елабуги, часто сталкиваешься с непонятными явлениями.

К примеру, название Елабуга уже применялось и до переименования дворцового села.

Так, в "Дозорных книгах дворцового села Трехсвятского" 10 июля 1621 г. написано, что по государевой, царевой и великого князя Михаила Федоровича всея Руси грамоте "в Трехсвятском, что на Елабуге" была сделана перепись.

Долго не мог понять, причем здесь Трехсвятское, что на Елабуге. Неужели нельзя было написать просто село Трехсвятское. Но оказалось, что это не описка и не случайность.

Трехсвятских было два.

Изначально село Трехсвятское находилось в междуречье рек Буга и Ела. Возможно, в самом начале село имело другое название. Возраст его сравним с возрастом Чертова городища. Для появления села место было очень удобное. Полноводная тогда Буга и ее небольшие притоки славились заливными лугами, где можно было пасти скот. В реке можно было ловить рыбу. В пойме можно было заниматься земледелием. А главное, место обеспечивало безопасность, так необходимую в те далекие времена. С реки Камы села не было видно. В верховьях Буги был дремучий лес, куда можно было при необходимости скрыться.

В статье "Налево пойдешь...", напечатанной в "Вечере Елабуги" (32 номер за 9 августа 2006 года), рассказано про гласисы (пологая земляная насыпь впереди крепостного рва или полевого укрепления). И упоминаемый Полевой гласис впоследствии дал название улице Большой Гласисной (ныне улица Горького) и переулку Большой Гласисной. Вот этот гласис и был южной границей древнего села Трехсвятского. Почему село было названо именно так - это отдельная история.

Река от слияния рек Ела и Буга до впадения в реку Тойму называлась (и до сих пор называется) Елабуга. Река Буга, как менее длинная должна быть притоком Елы. Но в те времена люди видать считали по-другому и вместо Елы назвали этот участок реки Елабугой. В низовьях реки Елабуги перед впадением в Тойму несколько столетий назад был заложен острог. Имел ли он какое-то название, пока мне не удалось выяснить. Но когда вокруг него начало разрастаться селение, то это место назвали Трехсвятским. А чтобы не было путаницы с более древним селом, его именовали Трехсвятское, что на Елабуге. Которое впоследствии было переименовано известным указом Екатерины II в город Елабугу.

А древнее село Трехсвятское продолжало жить своей жизнью и оставалось таковым вплоть до начала XX века. В советское время жители села административно стали подчиняться Первомайскому сельскому совету, пока село не вошло в состав современной Елабуги. И жители улицы Первомайской жившие в те времена на северной стороне были сельчанами, а на южной стороне горожанами.

История древнего Трехсвятского совершенно не изучена. Много неизвестных страниц ждут своих исследователей. В частности, заслуживает внимания деревянная Покровская церковь, которая когда-то находилась на территории древнего села.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 16  (19.09.2007)

   Здравствуйте!
24-26 августа в Елабуге проходили торжества по случаю празднования тысячелетия города. В связи с отъездом в другой город после празднования тысячелетия выпуск выходит с запозданием. Прошедший юбилей не приведет к закрытию рассылки. Скорей наоборот. Информации об историческом прошлом города и людей, в нем проживавших, все больше с каждым днем. Будет освещено много событий прошлого и настоящего.


Все пройдет, и печаль и радость,
Все пройдет, так устроен свет.

Из песни


Празднование тысячелетия

Прошли праздники. Наступили будни. Удался ли праздник, каждый оценивает сам.

Город стал красивей - это однозначно. Но хватит ли сил у коммунальных служб поддерживать такое состояние? К сожалению, многие украшающие элементы являются однодневными. Некому было подумать о долгосрочности наводимой красоты.

Большая часть города приняла праздничный облик. Обновили часть дорог - это радует. В исторической части Елабуги часть тротуаров выложили плиткой. Убрали столбы с проводами и поставили фонари под старину. Выглядит замечательно. Особенно в вечернее время.

Открыт новый музейный комплекс. Реставрируют Покровский собор. Спасский собор после долгих лет открыли для посещения и проведения служб. На колокольне Спасского собора установили вновь отлитые колокола. В праздничные дни периодически раздавался колокольный перезвон. Открыли всем желающим возможность подняться на любой ярус колокольни. Вид необыкновенный.

Построен пешеходный мостик через Тойму примерно на том же месте как во времена купеческой Елабуги. Пойменное место реки Тоймы именуемое Шишкинскими прудами пополнилось еще одним прудом с фонтанами. Между стадионом и прудами воздвигнута пирамида из щебня и грунта, которую завершает шатер.

Построен современный открытый стадион вблизи ледового дворца. Теперь в Елабуге можно организовывать спортивные соревнования федерального уровня.

Построены дополнительные трибуны на городском майдане. Вместимость его увеличилась почти в два раза. Город пополнился заведениями общественного питания. Незадолго до юбилея создан филиал российского общества краеведов.

Программа трех дней была достаточно насыщенная. Одновременно все посетить было невозможно. Каждый выбирал себе то, что больше нравится.

Но некоторые моменты подготовительных и праздничных событий вызывают непонимание.

Вид на древнюю башню Чертова городища со стороны исторической части города был испорчен построенным рестораном. Теперь от площади у вечного огня, где останавливается большинство туристических автобусов, и с Шишкинских прудов башни не видно. Башня просто исчезла на фоне нового строения.

Историческая часть города приведена в надлежащий порядок. Но цветовая гамма разукрашенных купеческих домов не соответствует облику купеческой Елабуги.

Отделка деревянных домов свежеокрашенными деревянными профилями вызывает недоумение. Во всем мире сохраняют тот вид, который дерево или камень приобретают от времени. В нашем же городе некоторые дома выглядят, как только что построенные.

Часть мероприятий оказалась недоступна горожанам. Реконструкцию событий в виде батальных сцен у башни Чертова городища могло посмотреть очень малое число желающих. Период времени, который был представлен зрителям, нигде не описан, поэтому достоверность происходящего на совести авторов композиции.

Начинается подмена некоторых исторических названий вновь придуманными. Так Елабужское городище, именуемое во всех источниках разных лет Чертовым городищем задолго до празднования "юбилея" через СМИ стали именовать Булгарским городищем.

Совсем непонятно причем здесь булгарский эмир, которому поставили памятник на Чертовом городище, и Елабуга?

Празднование длилось три дня. С 24 по 26 августа. Два последних дня (к вечеру) природа проверяла елабужан и гостей на прочность шквалистым ветром с дождем и грозой. Завершилось все сильным ветром с дождем, в результате которого с 18 до 23 часов 26 августа город остался без электроснабжения.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 17  (05.11.2007)

   Здравствуйте!
Пока готовятся к выпуску материалы серьезных исследований предлагаю вашему вниманию занимательную историю из новейшей истории города.


Как-то заехали в Елабугу инспекторы безопасности дорожного движения из Казани. Остановились на самом оживленном перекрестке. Не успели осмотреться, как тут же увидели нарушителя. Останавливают его, начинают составлять протокол. Спрашивают, как называется это место. Водитель отвечает - угол дураков. Сотрудники ГИБДД думают, что он над ними издевается, останавливают прохожего, задают тот же вопрос. Прохожий отвечает - угол дураков. Инспекторы начинают нервничать, останавливают еще одного прохожего и снова слышат в ответ про угол дураков. Что у вас сегодня все сговорились - спрашивает блюститель порядка. Да нет, просто это место так называется.

Возможно, анекдот, а может быль


Угол дураков

В истории Елабуги всегда были интересные и загадочные истории. Но не только в древности. В совсем еще недалеком прошлом тоже кое-что найдется.

Одному из самых курьезных эпизодов всего несколько десятилетий.

Когда в современной части Елабуги спрашивают, как добраться до того или иного места, то часто можно услышать название "угол дураков". Так в народе называется пересечение проспекта Нефтяников (ранее ул. Коммунистическая) с улицей Строителей. Это практически центр новой Елабуги.

Название это уникально. Нигде такого больше не существует. Даже Интернет, который как известно знает все, выдал всего несколько сообщений на эту тему из елабужских источников.

Приезжие часто интересуются, почему такое странное название имеет это место. Но большинство елабужан не знают, что ответить.

Некоторые рассказывают наиболее прижившуюся версию. По этой версии дело связано с автобусными остановками. Автобусы, идущие в нижнюю (историческую) часть города, проходят либо по проспекту Нефтяников, либо по примыкающей к нему улице Строителей. А остановки были на разных сторонах улицы, почти напротив. И народ, стоя на углу пересечения улиц, высматривал автобус и метался из стороны в сторону. И поскольку люди бегали от остановки до остановки как дураки, то и угол прозвали "угол дураков".

Но, как всегда, чтобы в чем-то разобраться, нужно разговаривать со старожилами. И вот такой рассказ мне поведали.

Когда нефтяники активно начали застраивать верхнюю (новую) часть Елабуги, то кроме жилых домов здесь еще ничего не было. Магазины, клубы, кинотеатр, танцплощадка в городском парке - все было в нижней части города. И жители вынуждены были ходить в старую Елабугу. Но времена были такие, что коренные елабужане не очень то любили жителей новостроек. Между ними часто возникали конфликты, перерастающие в драки.

После таких баталий, если случались поражения, жители восточки (так назвали верхнюю часть города) набирали команду и ходили восстанавливать справедливость.

И чтобы все было под контролем, чтобы знать, кто и когда ушел, когда вернулся, обидели ли кого, кому нужна помощь, житель восточки Распутин организовал пост на углу пересечения улиц Строителей и Коммунистическая. Он завел тетрадку, где были записаны все жители верхней части Елабуги. И в этой тетрадке все, кто отправлялся в нижнюю часть Елабуги, отмечались. Отмечалось и убытие и прибытие. Если кто долго не возвращался, то Распутин собирал команду и отправлял на помощь.

Так как каждый житель верхней части Елабуги и стар и млад должен был отмечаться в тетрадке, как дурак, то и угол, на котором это происходило, назвали углом дураков.

Со временем история возникновения этого необычного названия забылась, а угол дураков остался.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 18  (02.12.2007)

   Здравствуйте!
Снова с нами Виктор Тукмачев. Он продолжает тему Чёртова городища, начатую Андреем Ивановым в 10 выпуске нашей рассылки.


Связался с чертом - пеняй на себя.

Поговорка


Загадки Чёртова городища

Множество тайн и загадок хранит знаменитое Елабужское ("Чёртово") городище, ныне памятник истории и археологии федерального значения. Профессиональные археологи уже давно поняли, что елабужская земля никогда не устанет одаривать их потрясающими историческими находками.

Как краевед-любитель полностью солидарен с мнением елабужского археолога А.З.Нигамаева: "Что же касается Елабуги, она до непозволительности мало изучена" (см.: "Вечер Елабуги", 29 августа 2007 года).

Но, никогда не соглашусь с другим его мнением: "В глазах христианского монаха мусульманский святой был олицетворением антихриста, т.е. "беса". Поэтому отнюдь не случайно это городище получило впоследствии название "Бесовского", или "Чёртова" " (Болгарские города предкамья: Алабуга, Кирмень, Чаллы., Изд-во казанского университета, 2005, с.26).

Между прочим, академик Б.А.Рыбаков писал: "Славяне давали название "Чёртово" тем местам, где располагались в дохристианскую пору культовые сооружения - славян ли, или их предшественников".

Несомненно, такое название дано было позднейшими поселенцами, занявшими ранее обитаемые и затем покинутые места. Увидев искусно сделанные постройки древней цитадели и не зная, кто их сооружал и для чего, эти поздние поселенцы, отчасти по суеверию, отчасти по невежеству, приписали их действию сверхъестественных сил, считая что сам чёрт нагородил их.

Елабужское городище овеяно вековыми легендами и преданиями. В частности - существует в народе легенда "Таинственный колодец". В этой легенде рассказывается о том, что древние волхвы, когда-то жившие в городище, держали в подземном колодце змея-предсказателя. Требуя жертв от окрестных обитателей, а также от проплывавших по Каме купцов, они кормили ими змея-оракула. Как гласит легенда, предсказания змея отличались поразительной точностью.

"Сие боговещалище, или оракул, находилось близ пригородка Елабуги, при речке Тойме, впадающей тут же в Каму, которого поднесь ещё видны каменные развалины, известные под именем "Чёртова городища". В оном жрецами был содержан обожаемый великий змий, которому людей давали на съедение, вместо жертвы " (см.: Записки путешествий капитана Рычкова., Спб.,1770 год, лист 44 и 45).

Попытаемся разобраться в вышеприведенной легенде, вероятно, в ней содержатся зёрна истины. По-моему мнению, речь идёт о дохристианских временах, т.е. о времени до Рождества Христова или, как говорят учёные, о веках до нашей эры.

Общеизвестно, что века до нашей эры на елабужской земле - это ананьинская культурно-историческая общность. Кто-то подумает, что автор пытается доказать, что белокаменная крепость принадлежала ананьинцам. Конечно же, каменная крепость-цитадель была построена намного позднее, но место для постройки было выбрано отнюдь не случайно, а именно там, где у ананьинцев располагалось защищенное культовое место. Попытаюсь это доказать. В вышеупомянутой книге А.З.Нигамаева "Болгарские города предкамья" на рис. 53 показан план белокаменного здания, выявленного раскопом 1993 года, т.е. план цитадели-крепости.

Моё внимание на плане привлекло следующее: "На исследованной площади к ананьинскому слою относятся контуры сооружения типа наземного жилища и несколько ям, расположенных в основном в западной половине раскопа" (см.: с.20, второй абзац сверху).

По-видимому, археолог не понял назначение фундамента ананьинского времени (смотри прилагаемый рисунок). Трапецевидный по форме фундамент - это не что иное, как вход-колодец в ананьинские подземелья, т.е. тот самый легендарный "таинственный колодец".

По-моему мнению, есть смысл раскопать древний вход-колодец. Конечно, раскопки будут трудными и займут не менее двух-трёх лет. Исследования на местности, проведенные автором летом 2007 года, показали, что от колодца уходят в разные стороны древние подземные ходы.

Возможно, что раскопками колодца заинтересуются елабужские бизнесмены. Тем более раскопки актуальны, т.к. в 2008 году исполняется 150 лет со дня открытия всемирно известной ананьинской культуры. Можно конечно настроить гостиниц и ресторанов, но не надо забывать, что это всего лишь дополнительные услуги. Туристов в первую очередь интересуют подлинные пласты истории и культуры, и только затем наличие гостиниц и ресторанов.

Безусловно, необходимо участие профессионального археолога при расчистке колодца, чтобы археологический материал не был уничтожен. Присутствие археолога необходимо для стратификации слоёв, чтобы можно было сделать вывод о точном времени возникновения, характере и функционировании подземной системы.

Восстановить тайные ходы предлагал в своё время археолог К.И.Корепанов: "Нужно восстановить часть тайных ходов, обеспечить их безопасность, защищённость, вентиляцию и т.д., вполне удобную для посещения и удовлетворения посетителями своего интереса к прошлому" (см.: "Новая Кама", 28 декабря 1991 года, статья Камский "орешек").

Виктор Тукмачев


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 19  (24.12.2007)

   Здравствуйте!
Заканчивая этот год - год тысячелетнего юбилея города Елабуги предлагаю вашему вниманию стихотворение елабужской поэтессы Натальи Александровны Вердеревской. Тем более у нее в конце декабря тоже солидный юбилей. С чем ее и поздравляю!

Материалов у меня собралось много. Требуется время для систематизации. Некоторая информация еще на уровне рабочих гипотез и требуется поиск документального подтверждения. Но могу смело утверждать, что интересного в Елабуге столько, что в ближайшие несколько лет будет чем поделиться с читателями.


Всему свой черед.

Поговорка


Елабужский миллениум



Елабужский миллениум - явленье непонятное.

Давно ли отмечали мы каких-то 200 лет?

С историей - история: чуть скажет что-то внятное,

Как тот час же невнятица идет за ней вослед.




Елабужский миллениум - а может, два и более?

Что это: возраст города иль просто след жилья?

Здесь племена смешалися, сшибаясь в многоборье,

Деля пути звериные и скудный хлеб деля.



Здесь вотяки и булгары (а может, даже арии)

У бродов и на вырубках оставили свой след.

Таких не слишком много мест в Восточном полушарии.

А в Западном? А в Западном таких и вовсе нет.




Елабужский миллениум - былых путей скрещение,

Полузабытых, может быть, но важных для страны.

А если даты назначать, то нам для назначения

Те черепки с монетами не так уж и нужны.



Мы принимаем данное: пускай тысячелетие.

Распахнутыми окнами история жива.

И камни, и предания - великое наследие,

А то, что им сопутствует, - слова, слова, слова.




Елабужский миллениум гостей зовет и пестует.

На улицах украшенных старинные дома.

О нас сегодня в СМИ наскажут много лестного.

От их похвал храни нас Бог, не дай сойти с ума.



Елабужский миллениум, улыбками расцвеченный, -

Как отблеск старых праздников, свершений и побед.

И если смертный человек слагает миф о вечности -

Для города живущего тысячелетий нет.

Наталья Вердеревская.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
Выпуск № 20  (01.03.2008)

   Здравствуйте!
Летом 2007 года в Елабуге было создано региональное отделение Союза краеведов России - Елабужское краеведческое общество. С ноября прошедшего года заседания общества стали регулярными (третья среда каждого месяца).


Хорошее начало - половина дела.

Поговорка


Общество краеведов

После создания общества, о чем летом прошлого года поведали елабужские СМИ, о нем некоторое время не было известий. Но 21 ноября 2007 года прошло его первое заседание, с докладом на котором выступил Кронид Иванович Корепанов.

Он сказал: "Под нами мощные пласты культуры, такой мощной потенциальной области позавидовала бы любая страна. Задача самым наилучшим образом организовать, чтобы эти материалы были доступны и нашему поколению и последующим". Затем поделился интересной исторической информацией, начиная с палеолита.

Кронид Иванович, сейчас проживающий в Ижевске, работал в Елабужском Пединституте, неоднократно возглавляя археологические экспедиции. В свое время им было создано краеведческое общество, которое перестало существовать с его вынужденным отъездом.

23 февраля 2008 года в городе Елабуге состоялось очередное заседание регионального отделения общества краеведов России. Примечательно, что региональное отделение создано не в столице Республики Татарстан городе Казани, а в провинциальном (когда-то уездном) городе, с богатой историей. Елабуга, которая отпраздновала полгода назад свой тысячелетний юбилей, является древнейшим городом Предкамья.

На заседании была представлена книга, изданная Елабужским Государственным Педагогическим Университетом, под редакцией Н.М. Валеева и И.В. Корниловой "Краеведы Елабуги". В книге приведены отрывки из работ прошлых и настоящих краеведов. Приложения содержат отрывки из работ известных исторических лиц, побывавших в Елабуге и крае в XVIII - XIX вв. и оставивших о нем уникальные записи. Сборник объемом более 400 страниц иллюстрирован фотографиями Елабуги XIX - начала XX вв.

Кроме того, были представлены книги, изданные в ЕГПУ за последние пять лет. Некоторые авторы вдохновенно рассказали об истории их создания.

В завершение Н.М. Валеев, будучи много лет ректором ЕГПУ, а с прошлого года министр образования и науки Республики Татарстан, вручил сигнальные экземпляры книги наиболее активным участникам общества краеведов Елабуги.


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru
<<назад                 далее>>

Выпуски с 1 по 10 Выпуски с 11 по 20 Выпуски с 21 по 30 Выпуски с 31 по 40 Выпуски с 41 по 50

Выпуски с 51 по 60 Выпуски с 61 по 70 Выпуски с 71 по 80 Выпуски с 81 по 90 Выпуски с 91 по100

(C) 2004-2017, Евгений
Копировать только при указании имени автора и ссылки на сайт www.elabuga.net.ru или страницу на сайте.

Подпишитесь на рассылки
Maillist.ru

Подписаться на:
Стань здоровым без посторонней помощи | RSS
E-mail:

Посетите Каталог Maillist.ru.

Mail.ru

С 1 марта рассылочный сервер прекратил свою работу.
Подпишитесь на другом рассылочном сервере.
Формы подписки на рассылку
"Стань здоровым без посторонней помощи"
в соседних окнах.

Smartresponder.ru

Стань здоровым без посторонней помощи

Рассылка для тех, кто хочет быть здоровым и счастливым

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Подписаться на рассылку
"Стань здоровым без посторонней помощи"
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *


Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Доктор Айболит - Все о народной медицине Тренинги, семинары и другие интересные события для здоровья, развития, спорта и отдыха раскрутка сайта в поисковиках, раскрутка сайта стоимость Рейтинг@Mail.ru
Тренинг
"Как Вам ускориться на пути к Вашему успеху"



2 часа видео!

Хотите создать свой информационный товар?

Бесплатный видеокурс из 9 уроков
наглядно покажет вам, как сделать
это легко и быстро...

Забирайте видеокурс тут